Школа – новый жизненный этап и для малыша, и для его родителей. На тернистом пути к знаниям поддержка семьи приобретает для ребенка особую важность. Но как правильно вести себя мамам и папам, бабушкам и дедушкам, на что обратить внимание?
Не препятствуйте сепарации. Особенно актуален этот совет для родителей первоклассников. Поступая в школу, ребенок становится самостоятельным, и такие метаморфозы для него – достаточно большой стресс, так как социальный круг расширяется. Малыш должен самостоятельно принимать решения, взаимодействовать с окружающим миром, жить в коллективе. В такой ситуации важно минимизировать стрессовые факторы от погружения в школьную реальность. Лучшим способом адаптации будет посещение подготовительной группы детского сада, либо группы дошкольной подготовки, которые сейчас действуют в каждом образовательном учреждении. Ребёнка нужно обязательно познакомить с классным руководителем. Желательно вместе с педагогом провести экскурсию по школе для будущего первоклассника, показать, где находится туалет, столовая, гардероб, спортзал.
Учитывайте растущие нагрузки. Не стоит спешить записывать первоклассника в новые секции: дайте возможность ребенку привыкнуть к новому темпу работы и осознанию своего места в школе. Увеличивайте уровень активности постепенно и помните, что у ребенка должно быть достаточно времени на отдых и игры. Разрешите взять с собой в школу любимую игрушку. Разговаривайте с ребенком, выясняйте, как прошел день, интересуйтесь не только учебными успехами, но и делами в целом.
Не вмешивайтесь активно в общение со сверстниками. Тут родителей поджидают две крайности – одни чрезмерно контролируют круг общения ребенка, буквально решая за него, как и с кем выстраивать отношения, другие же занимают нарочито отстраненную позицию. Истина, как всегда, где-то посередине: важно говорить с ребенком о дружбе, спрашивать о его круге общения, обсуждать какие-либо ситуации (как приятные, так и не очень), при этом не вмешиваться в конфликты. Ребенку будет достаточно знать, что дома его всегда поймут и поддержат, с остальным он разберется сам.
Развивайте чувство ответственности. В этом возрасте у ребенка появляется желание быть полезным. Задача родителей – не мешать ему, а напротив, поддержать инициативу. Ребенку нужно выделить собственное пространство, за которое будет отвечать только он. Конечно, совсем самоустраняться не стоит, но важно постоянно подчеркивать, как вам важна помощь младшего члена семьи.
Давайте свободу. Период начальной школы – это время начала самостоятельных прогулок с друзьями. Казалось бы, еще вчера вы катали дочку на качелях, играли с сыном во дворе в футбол, и вот ребенка стало тяготить ваше общество. Что делать? Принять ситуацию как есть и сделать все для создания доверительной атмосферы дома. Честно и прямо предупредите ребенка о своих волнениях по поводу его безопасности, объясните, чем опасны незнакомые взрослые, пустые гаражи, переход проезжей части в неположенном месте, и почему вы волнуетесь, если в обещанные 18.00 любимого чада нет дома. Проявите терпение и выдержку, не обманывайте и не манипулируйте, иначе утраченное доверие восстановить будет очень трудно.
Смиритесь с переходным возрастом. Кризис 11-12 лет – ступенька на пути к взрослению. У ребенка в этот период часто меняется настроение, он глубже погружается в себя, при этом требуя еще больше внимания. Чтобы в семье не возникало напряженной обстановки и конфликтов, постарайтесь отнестись к подростку с пониманием. Важно своевременно рассказывать ребенку о взрослении организма, способах совладать с собой и своими чувствами. Вместо нравоучений по поводу плохой успеваемости лучше спокойно и уважительно поговорить с сыном или дочерью о случившемся, понять причины поведения ребенка и его мотивы. Дети в таком возрасте очень остро переживают свои неудачи, поэтому откровенность и желание помочь со стороны родителей работает лучше, чем менторский тон или упреки.
Поддержите ребенка в его осознанности. По мере взросления дети начинают меняться, становятся более критичными к себе. Тактичность – ваш главный помощник в этот период. Воздержитесь от язвительных замечаний, оценочных суждений и сравнений с другими детьми. В этот период любая критика, особенно от таких авторитетных в глазах ребенка людей, как родители, может стать разрушительной – и для юной личности, и для внутрисемейных отношений.
Если ребенок стал нервным, раздражительным, отказывается посещать школу или часто плачет, ищет любой предлог для пропуска занятий, нарушился сон и аппетит, отказываясь объяснить, в чем дело – обратитесь к детскому психологу.
Указанная информация носит ознакомительный характер. Если у вас возникли проблемы со здоровьем, прежде всего, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.